Павел Сорокин: «Внутренний рынок обладает достаточным потенциалом для апробирования водородных технологий»
12 сентября, Владивосток – Если не уделять развитию водородных проектов внимание сегодня, то догнать крупных мировых игроков в дальнейшем будет уже гораздо сложнее. Об этом Павел Сорокин заявил на сессии «Текущее состояние и перспективы развития водородного транспортного сектора в России: статус, вызовы и ключевые задачи» Восточного экономического форума.
Он отметил, что в вопросе развития такой сложной и новой технологии, как водородная энергетика, необходимо исходить из рыночной и экономической целесообразности, а не слепо следовать набирающей обороты «зелёной» повестке.
Первый заместитель Министра уточнил, что ожидания «звёздного» снижения CAPEX и сокращения себестоимости водорода становятся более реалистичными. «Инновационному рынку свойственны завышенные ожидания, особенно на фоне развития «зелёной» повестки. Мы видим, как политические лозунги затмевают здравый смысл. Этому однозначно поддаваться не надо», — продолжил он.
Тем не менее, по словам Павла Сорокина, водородная повестка сохранилась и на более широком горизонте планирования своей актуальности не утратила.
«Если мы будем смотреть на энергетический баланс 2040-2050 годов, период, когда возможны существенные изменения, то водород свою нишу займёт. Маловероятно, что это будет доминирующая цифра, но до 10% потенциал увеличения существует», — подчеркнул он.
Поэтому, продолжил замминистра, ключевым вопросом для России сейчас становится даже не поставка водорода на мировой рынок, а отработка технологий его производства, чтобы оставаться в повестке.
«Сейчас происходит трансформация глобального рынка и нам необходимо использовать имеющийся задел и потенциал нашего внутреннего рынка, чтобы эти технологии апробировать», — сказал Павел Сорокин.
По его словам, российский внутренний рынок достаточен для того, чтобы в перспективе вывести водородные технологии не только на уровень TRL 9 (Technology Readiness Level 9, предполагает демонстрацию технологии в завершённом виде), но даже к MRL (Manufacturing readiness level, определяет степень готовности серийного производства).
«Погрузчики, легкий и тяжёлый коммерческий транспорт сейчас являются фокусными направлениями, которые мы планируем сейчас выделять, в том числе для субсидирования, чтобы довести использования водорода на них до разумного уровня», — заключил он.