Госдума РФ предлагает радикальное изменение подхода к системе ценообразоваяния в электроэнергетике
20.11.2020 10:04:21 Тарифы Россия
Комитет Госдумы РФ по энергетике по итогам обсуждения проблем тарифного регулирования в электроэнергетике предлагает радикальное изменение подхода к системе ценообразоваяния. Круглый стол прошел 19 ноября 2020 года в формате ВКС.
Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный отметил, что тарифное регулирование в электроэнергетике — одна из самых часто обсуждаемых на площадке комитета тем. Всего за последние три года депутаты обращались к ней в том ином виде шесть раз, последний раз – в феврале текущего года. Причина очевидна – тарифное регулирование является одним из самых проблемных вопросов развития отрасли.
Среди основных проблем — перекрестное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, отсутствие конкуренции на розничных рынках электроэнергии, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ и разного рода надбавки.
По мнению Павла Завального, все принимаемые в течение последних лет решения и нормативные акты фактически не приводят к упорядочиванию системы тарифообразования в электроэнергетике а, наоборот, делают ее все более сложной и непрозрачной. Нужны радикальные шаги, принципиальное изменение подхода.
В комитете считают, что отраженному в проекте рекомендаций, целью должно стать наведение порядка в тарифообразовании, повышение прозрачности, обоснованности и справедливости тарифов, создание интегрированного конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии.
Правильным с точки зрения рыночного ценообразования комитет считает введение так называемого двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии. Это соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно-постоянные и инвестиционные затраты в сетевом комплексе, включая льготное технологическое присоединение, плата за потребление – переменные затраты.
Применение платы за мощность и платы за фактическое потребление
электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них – тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии в зависимости и времени суток в сочетании с дифференциацией от объема потребления.
Это предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка
за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.
Важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении. Установление платы за него существенно ниже экономически обоснованного уровня привело к безответственному отношению со стороны потребителей к заявкам: подключенная мощность«льготных» потребителей, как правило, используется не более чем на 20 %. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей – сельхозпроизводителей, бюджетные организации.
Проблема перекрестного субсидирования одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности, инвестиции в стране
уменьшаются более чем на 50 млрд. руб. в год. По оценкам экспертов перекрестное субсидирование влечет за собой снижение ВВП страны на 2% — 2,5% и промышленного производства на 1,25 — 2,5 % в год.
Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями магистрального и распределительного сетевых комплексов создает некорректные ценовые сигналы, вынуждает крупных потребителей строить собственную генерацию, переходить на подключение с распределительных сетей к магистральным, чтобы снизить затраты и избавиться от социальной нагрузки.
В результате этих действий изменяется экономический баланс в электросетевом комплексе, что отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры ложится на оставшихся потребителей. Стоимость электроэнергии для «прочих потребителей» — малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетных организаций – в средней полосе России достигает 10 руб. за кВт/ч.
Дальнейшее затягивание принятия радикальных решений в отношении перекрестки, особенно на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией, будет все больше тормозить развитие экономики России.
Комитет также считает целесообразным:
— стимулировать скорейший полный переход на интеллектуальные технологии учета электроэнергии, с учетом действующих ограничений по росту тарифов на электроэнергию для населения;
— внедрить механизмы бюджетной поддержки инвесторов в развитие электроэнергетики для снижения нагрузки на оптовый рынок;
— разработать меры государственной поддержки сельхозпроизводителей путем выделения им адресных субсидий на электроэнергию из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
#энергетика
#новости_энергетики
Тарифы на электроэнергию